Самая распространенная реакция на детское творчество – «Очень хорошо» или «Молодец». Если повторять эти слова вновь и вновь, то они обесцениваются. Ребята уверяются, что взрослые просто не глядят на рисунки или им все равно.
Многим взрослым нравятся артефакты, на которых все аккуратно и понятно. Очень у многих людей низкое мнение о себе как о художнике возникло в юном возрасте. Кто-то из взрослых, имевших большое значение в жизни ребенка, сравнил его рисунок с поделками других детей и сравнение оказалось не в его пользу, или выразил неудовольствие его работой.
Естественная радость ребенка, с удовольствием выражающего себя в разных видах творчества, заменяется потребностью понравиться (родителю, учителю), а успешное решение творческой задачи отходит на 2 план.
Положительная обратная связь – обратите внимание на выбор, сделанный ребенком, например, цветовые сочетания, необычное использование материала, интересную композицию, найдите что-то, что в этом рисунке сделано по-новому, не как раньше (ты пробовал …, вы пробовали …, ты понял что…, ты увидел…, ты догадался, ты решил…). Обращайте больше внимания на процесс творчества, ведь в настоящем творчестве результат всегда непредсказуем. Но если ребенку нравится процесс, то соответственно результат будет делом практики.
Реагируя на работу, мы показываем ребенку как искусство обращается к другим людям и что-то им сообщает. Можно обратиться к личным переживаниям («от этого желтого мне сразу стало тепло», «прямоугольники на твоем коллаже, по-моему, похожи на цветные окошки в доме напротив»).
Негативный эмоциональный отклик должен оформляться иначе. Очень осторожно стоит обращаться с такими чувствами как печаль и гнев. Мы же не хотим перегружать ребенка своими отрицательными переживаниями, которые он может принять за укор себе. Однако нам хочется, чтобы ребенок свободно выражал подобные эмоции. Лучше понять что чувствует ребенок, что этот рисунок значит для него, и увязать с его чувствами те элементы, что он нарисовал (например: «ты нарисовал столько зазубрин, потому что злишься на друга, сбившего тебя с ног», «темные цвета на твоей картинке – это, наверное, потому что твоя собака убежала и теперь тебе грустно»).
Вместо того чтобы говорить «ну и печальную картинку ты нарисовал сегодня» лучше сказать так : «я чувствую…», «мне это напоминает …».
Вопросы о работе приглашают ребенка к размышлениям о своих работах. Они могут быть следующими:
- фокусирование на художественных элементах (каково это на ощупь, какая фактура, что это за линии);
- фокусирование на процессе (как это у тебя вышло? Как ты это делал?);
- вопрос о решениях (объяснить принятые ребенком решения: и как получился такой цвет? Каким пальцем ты делал отпечатки? Почему ты прилепила камушки сюда?);
- исследование связей.